Наиболее распространённым типом грузозахватного органа, используемого в крановых механизмах для проведения погрузочно-разгрузочных работ лесоматериалов, стального проката, строительных и других изделий, являются одно- или двурогие крюки. Соответственно для захвата и правильной ориентации в пространстве, а также равномерного распределения динамических нагрузок необходимы стропы крановые.
Они представляют собой гибкое грузоподъёмное приспособление необходимое для подвешивания груза к крюку или другому грузоподъёмному органу. Большинство грузоподъёмных операций проводятся с использованием канатных стальных моделей.
В зависимости от материала стропы для крана подразделяются на канатные, текстильные, цепные и комбинированные.
Из них канатные являются наиболее распространёнными и подразделяются на:
- многоветвевые, состоящие из ветвей канатов;
- одноветьевые — ветвь каната с коушами на концах, в которые заводятся канаты или звенья;
- канатные петлевые.
Широкое применение получили и текстильные стропы, подразделяемые на ленточные и круглопрядные. Первые, в свою очередь, делятся на кольцевые и петлевые. Материалом ленточного стропа является тканая плоская несущая лента. Круглопрядные тканевые стропы — сравнительно новые приспособления, используемые при проведении такелажных операций. Они выполняются в виде кольца, состоящего из рукава и несущего сердечника. Рукав играет роль защитного тканевого кожуха. Текстильные стропы для крана имеют целый ряд достоинств по сравнению с цепями и канатами, из которых в первую очередь следует отметить лёгкость и компактность в сложенном состоянии.
Цепные стропы гораздо более гибкие за счёт особенности конструкции цепи, имеющей дополнительную степень свободы. Это позволяет использовать цепи при практически любом способе захвата.
Последний вид — комбинированные, изготовленные с использованием различных материалов. Такой подход позволяет уменьшить вес изделия при допустимых потерях в грузоподъёмности, а также поднимать и перемещать грузы с несимметричным распределением веса.
Следует помнить о том, что стропы для крана не должны иметь вмятин, уменьшающих площадь поперечного сечения, обрывов прядей, трещин и других повреждений (даже в единственном числе). Не допускается какой либо ремонт элементов гибких грузоподъёмных приспособлений (кроме цепных строп).